О нас

История Ороктойского моста

Ороктойский мост – наша гордость. Мост выдержал не только сильнейший паводок 2014 г., но и необоснованные выводы его рементонепригодности, и аварийности. Но это другая история.


Ороктой – самое отдаленное и труднодоступное село района. Вековой проблемой за всю историю села была переправа через реку Катунь. Это тормозило развитие села. Самой надежной переправой был «зимник» в урочище Карбан. С приходом зимы временно забывалась данная проблема – население села, гости доступно днем и ночью могли переехать реку Катунь. Снабжение населения продуктами питания было стабильным. В летний период существовала паромная переправа. Сначала он был деревянным, потом заменен металлическим. Сегодня об этом напоминают две металлических трубы, торчащие из земли и подъездные дороги с двух сторон. Камень «агроном» - по нему судили об уровне воды и доступности паромной переправы. И огромный камень «гостиница» - там приходилось ночевать, если путник опоздал на паром.


В один из дней при весенне-летнем наводнении Катуни паром сорвало от припаромника, а потом и от подвязанного каната. Один корпус парома затонул, другой – на мелководье перед Еландинским бомом напоминает о себе. Такова его судьба.


Строительство мостового перехода стояло остро. И мы взялись за эту проблему. В 1994 году на основании Постановления администрации Чемальского района подписали Соглашение о строительстве моста. Получили функции заказчика, на собственные средства заказали проект ЧП «Евсеенко» г.Барнаул. Нашли подрядчика в лице ООО «ХИДИ» И.Г.Кусрашвили. К тому времени он уже построил 12 подобных вантовых мостов, в том числе в с.Платово Майминского района длиной 120 м. Заключили договор с Заслуженным строителем России с Э.В.Тастаковым о техническом контроле. Это и есть начало строительства.


Место строительства моста было выбрано непросто. Это связано с легендой о богатыре Сартакпае. Сын алтайского народа видел страдания своего народа, проживающего по двум берегам Катуни. Хотел построить мост. Но и выгодно по затратам. Это самое узкое место – 74 метра с высоким скалистым берегом. Строительство производилось в очень трудное время в 90-х годах. Нечем было платить пенсии, заработную плату бюджетной сфере, не говоря о строительстве социальных объектов. Мост строился 4 года. На строительстве моста было задействована вся техника хозяйства, трудовые ресурсы и пилорама хозяйства. Из-за отсутствия финансирования, в течении года строительство не велось.


Мост ввели в эксплуатацию в 2000 году. До сих пор помню, какое это было радостное событие в жизни села, счастливые глаза земляков! Жизнь пошла другим чередом. Объект по всем алтайским традициям освятил Ага-зайсан А.К. Бардин. По православным традициям – Отец Феодосий из г. Новосибирска. Мост выстоял во время страшного стихийного бедствия в мае 2014 года и продолжает служить людям.
При открытии моста один из гостей, руководитель РТПЦ Республики Алтай Владимир Степанович Тимощук, сказал: «Есть мосты физические, есть мосты космические, но есть мосты духовные. Главное, чтобы они были неразрушимы и крепки!».


Сегодня мост через реку Катунь в с. Ороктой – достопримечательность Чемальского района. Его посещает многочисленное количество туристов.


Как оказался в собственности? Обязательства по Соглашению мы выполнили. Администрация района из-за отсутствия денежных средств за выполненные работы не рассчиталась. На баланс не взяли. В это время планировалось строительство Алтайской ГЭС. Объект попадал под затопление. Будет выплачена компенсация всем объектам, подлежащим затоплению Они должны быть оформлены надлежащим образом. Так Чемальская администрация сама инициировала оформление мостового перехода в собственность КФХ. ГЭС не состоялась, компенсацию не получили.